Цель
артикуляционной гимнастики
- выработка полноценных движений и
определенных положений органов
артикуляционного аппарата, необходимых
для правильного произношения звуков.
Проводить
артикуляционную гимнастику
нужно ежедневно,
чтобы вырабатываемые у детей навыки
закреплялись. Лучше ее делать
1-2 раза
в день по
5-10 минут.
Артикуляционную
гимнастку выполняют сидя, так как в
таком положении у ребенка прямая спина,
тело не напряжено, руки и ноги находятся
в спокойном положении.
Артикуляционные
упражнения
необходимо выполнять
перед
зеркалом.
Размер
зеркала должен быть таким, чтобы ребенок
видел в нем себя
В
начале занятий упражнения нужно выполнять
в медленном темпе.
Комплексы
упражнений №1 (от простого к сложному)
Название
упражнения
|
Описание
|
Правильность выполнения
|
Чистим
зубки
Вырабатываем подъем
языка вверх и умение владеть языком
|
Широко открыть рот и кончиком
языка "почистить" верхние зубы
с внутренней стороны, делая движения
языком из стороны в сторону.
|
- губы в улыбке,
верхние и нижние зубы видны кончик;
- язык не
высовывается, не загибается внутрь,
а находится у корней верхних зубов;
- нижняя челюсть неподвижна,
работает только язык |
Забиваем
гол
Отрабатываем движение
языка в стороны, его подвижность,
растягиваем подъязычную связку
(уздечку)
|
Рот закрыт. Язык упирается
по очереди в правую и в левую щеку
|
- губы и нижняя
челюсть должны быть неподвижны;
|
Улыбка
|
Растягиваем губы в улыбке
|
- зубов не должно быть видно |
Блинчик
Развиваем
умение расслаблять мышцы языка и
удерживать его в таком положении
длительное время.
|
Расслабленный
широкий кончик языка положить на
нижнюю губу и удерживать на счет
от 1 до 10.
|
- верхняя губа
приподнята, не касается поверхности
языка
- кончик языка не должен
загибаться, расслаблен, смотрит вниз |
Покусываем кончик
языка
|
Передними
зубами
покусываем кончик языка
|
- губы приоткрыты, в полуулыбке, чтобы были видны зубы и кончик языка |
Комплекс
упражнений №2 (полезны для постановки сонорных звуков)
Название
упражнения
|
Описание
|
Правильность
выполнения
|
Чистим
зубки
Вырабатываем подъем языка
вверх и умение владеть языком
|
Широко открыть рот и
кончиком языка "почистить" верхние
зубы с внутренней стороны, делая
движения языком из стороны в сторону.
|
- губы в улыбке, верхние
и нижние зубы видны кончик;
- язык не высовывается,
не загибается внутрь, а находится у
корней верхних зубов;
- нижняя челюсть неподвижна, работает
только язык |
Маляр
Отрабатываем движение языка
вверх, его подвижность, растягиваем
подъязычную связку (уздечку)
|
Улыбнуться открыть
рот и "погладить" кончиком языка
нёбо, делая языком движения вперед-назад.
|
- губы и нижняя челюсть
должны быть неподвижны;
- кончик языка доходит до внутренней
поверхности верхних зубов, когда он
продвигается вперед, не должен
высовываться изо рта |
Индюк
Вырабатываем подъем языка
вверх, подвижность его передней части
|
Приоткрыть рот, положить язык
на верхнюю губу и производить движения
широким передним краем языка по верхней
губе вперед и назад, стараясь не
отрывать язык от губы - как бы поглаживать
ее. Сначала производить медленные
движения, потом убыстрить темп и
добавить голос, пока не послышится
бл-бл (как индюк болбочет).
|
- язык должен быть
широким и не сужаться
- движения языком
вперед-назад, а не из стороны в сторону
- язык должен "облизывать"
верхнюю губу, а не выбрасываться вперед |
Грибок
Вырабатываем
подъём языка вверх, растягиваем
подъязычную связку (уздечку)
|
Улыбнуться, показать
зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий
язык всей плоскостью к нёбу, широко
открыть рот. ( Язык будет напоминать
тонкую шляпку гриба, а растянутая
подъязычная связка - его ножку.)
|
- губы
должны быть в положении улыбки
- боковые края языка
должны быть прижаты одинаково плотно
- ни одна половина не должна опускаться
- при повторении упражнения надо
открывать рот шире |
Покусываем кончик языка
|
Передними
зубами
покусываем кончик языка
|
- губы приоткрыты, в полуулыбке |
Комплекс
упражнений №3
«Парус»
|
Развиваем
растяжку подъязычной связки; умение
расслаблять мышцы языка в приподнятом
положении.
|
Рот
широко раскрыть, широкий кончик
языка поставить за передние верхние
зубы на бугорки, спинку немного прогнуть
вперед, боковые края прижать к верхним
коренным зубам. Удерживаем язык в
таком положении на счет от 1 до 10.
Выполнять 2—3 раза.
|
«Дятел»
(«Барабанщик»)
|
Разрабатываем
подвижность кончика языка.
|
Широко
открыть рот. Языком с силой ударяем
в бугорки за верхними зубами. При
этом ребенок произносит звук «д»,
подражая дятлу: д-д-д-д-д (15-20 секунд).
|
«Качели»
|
Упражняем
в быстрой смене движений кончика
языка; отрабатываем координацию
движений кончика языка (вверх— вниз).
|
Рот
широко открыт. Кончик языка находится
за верхними зубами на бугорках,
затем опускается за нижние зубы.
Выполнять 15—20 раз.
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий