Цель
артикуляционной гимнастики
- выработка полноценных движений и
определенных положений органов
артикуляционного аппарата, необходимых
для правильного произношения звуков.
Проводить
артикуляционную гимнастику
нужно ежедневно,
чтобы вырабатываемые у детей навыки
закреплялись. Лучше ее делать
1-2 раза
в день по
5-10 минут.
Артикуляционную
гимнастку выполняют сидя, так как в
таком положении у ребенка прямая спина,
тело не напряжено, руки и ноги находятся
в спокойном положении.
Артикуляционные
упражнения
необходимо выполнять
перед
зеркалом.
Размер
зеркала должен быть таким, чтобы ребенок
видел в нем себя
В
начале занятий упражнения нужно выполнять
в медленном темпе.
Комплексы
упражнений №1 (от простого к сложному)
| 
Название 
     
упражнения | 
Описание | 
Правильность выполнения | 
| 
Чистим
    зубки 
Вырабатываем подъем
    языка вверх и умение владеть языком | 
Широко открыть рот и кончиком
    языка "почистить" верхние зубы
    с внутренней стороны, делая движения
    языком из стороны в сторону. | 
- губы в улыбке,
    верхние и нижние зубы видны кончик; 
     
- язык не
    высовывается, не загибается внутрь,
    а находится у корней верхних зубов;- нижняя челюсть неподвижна,
    работает только язык | 
| 
Забиваем
    гол 
Отрабатываем движение
    языка в стороны, его подвижность,
    растягиваем подъязычную связку
    (уздечку) | 
Рот закрыт. Язык упирается
    по очереди в правую и в левую щеку | 
- губы и нижняя
    челюсть должны быть неподвижны; 
     | 
| 
Улыбка | 
Растягиваем губы в улыбке | - зубов не должно быть видно | 
| 
Блинчик 
Развиваем
    умение расслаблять мышцы языка и
    удерживать его в таком положении
    длительное время. | 
Расслабленный
    широкий кончик языка положить на
    нижнюю губу и удерживать на счет
    от 1 до 10. 
     | 
- верхняя губа
    приподнята, не касается поверхности
    языка- кончик языка не должен
    загибаться, расслаблен, смотрит вниз | 
| 
Покусываем кончик
    языка | 
Передними
    зубами 
покусываем кончик языка 
     | - губы приоткрыты, в полуулыбке, чтобы были видны зубы и кончик языка | 
Комплекс
упражнений №2 (полезны для постановки сонорных звуков)
| 
Название
   
    
упражнения | 
Описание | 
Правильность
   выполнения | 
| 
Чистим
   зубки 
Вырабатываем подъем языка
   вверх и умение владеть языком | 
Широко открыть рот и
   кончиком языка "почистить" верхние
   зубы с внутренней стороны, делая
   движения языком из стороны в сторону. | 
- губы в улыбке, верхние
   и нижние зубы видны кончик; 
    
- язык не высовывается,
   не загибается внутрь, а находится у
   корней верхних зубов;- нижняя челюсть неподвижна, работает
   только язык | 
| 
Маляр 
Отрабатываем движение языка
   вверх, его подвижность, растягиваем
   подъязычную связку (уздечку) | 
Улыбнуться открыть
   рот и "погладить" кончиком языка
   нёбо, делая языком движения вперед-назад. | 
- губы и нижняя челюсть
   должны быть неподвижны; 
   - кончик языка доходит до внутренней
   поверхности верхних зубов, когда он
   продвигается вперед, не должен
   высовываться изо рта | 
| 
Индюк 
Вырабатываем подъем языка
   вверх, подвижность его передней части | 
Приоткрыть рот, положить язык
   на верхнюю губу и производить движения
   широким передним краем языка по верхней
   губе вперед и назад, стараясь не
   отрывать язык от губы - как бы поглаживать
   ее. Сначала производить медленные
   движения, потом убыстрить темп и
   добавить голос, пока не послышится
   бл-бл (как индюк болбочет). | 
- язык должен быть 
   широким и не сужаться 
- движения языком
   вперед-назад, а не из стороны в сторону
      - язык должен "облизывать"
   верхнюю губу, а не выбрасываться вперед | 
| 
Грибок 
Вырабатываем
   подъём языка вверх, растягиваем
   подъязычную связку (уздечку) | 
Улыбнуться, показать
   зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий
   язык всей плоскостью к нёбу, широко
   открыть рот. ( Язык будет напоминать
   тонкую шляпку гриба, а растянутая
   подъязычная связка - его ножку.) | 
- губы
   должны быть в положении улыбки 
- боковые края языка
   должны быть прижаты одинаково плотно
   - ни одна половина не должна опускаться
      - при повторении упражнения надо
   открывать рот шире | 
| 
Покусываем кончик языка | 
Передними
   зубами 
покусываем кончик языка 
    | - губы приоткрыты, в полуулыбке | 
Комплекс
упражнений №3
| 
   «Парус» | 
Развиваем
   растяжку подъязычной связки; умение
   расслаблять мышцы языка в приподнятом
   положении. | 
Рот
   широко раскрыть, широкий кончик
   языка поставить за передние верхние
   зубы на бугорки, спинку немного прогнуть
   вперед, боковые края прижать к верхним
   коренным зубам. Удерживаем язык в
   таком положении на счет от 1 до 10.
   Выполнять 2—3 раза. | 
| 
«Дятел» 
(«Барабанщик») | 
Разрабатываем
   подвижность кончика языка. | 
Широко
   открыть рот. Языком с силой ударяем
   в бугорки за верхними зубами. При
   этом ребенок произносит звук «д»,
   подражая дятлу: д-д-д-д-д (15-20 секунд). | 
| 
«Качели» | 
Упражняем
   в быстрой смене движений кончика
   языка; отрабатываем координацию
   движений кончика языка (вверх— вниз). | 
Рот
   широко открыт. Кончик языка находится
   за верхними зубами на бугорках,
   затем опускается за нижние зубы.
   Выполнять 15—20 раз. | 
 
Комментариев нет:
Отправить комментарий