Задержка психического развития — это особый вид отклонения психического развития ребенка. Он характеризуется значительным снижением работоспособности, памяти, внимания; затруднением усвоения навыков чтения, письма счета, легкими нарушениями речевых функций. Задержка психического развития сопровождается также рядом личностных особенностей, недоразвитием эмоциональной сферы, длительным сохранением игровых интересов. ЗПР имеет различное происхождение: в одних случаях она связана c дефектами конституции (тела) ребенка, в других случаях ЗПР возникает в результате различных заболевании: физически ослабленные дети и дети с поражением центральной нервной системы.
Чаще обнаруживается c началом систематического обучения. В качестве основной отличительной потогенной характеристики определяется незрелость эмоционально-волевой сферы.
Причины возникновения:
- неблагоприятное течение беременности;
- болезни матери: краснуха, грипп;
- соматические хронические заболевания;
- токсикоз, особенно 2 половина;
- травмы, вследствие механического повреждения плода при использовании различных средств родовспоможения;
- асфиксия;
- педагогическая запущенность в результате ограниченного эмоционального контакта с ребёнком.
Чаще обнаруживается c началом систематического обучения. В качестве основной отличительной потогенной характеристики определяется незрелость эмоционально-волевой сферы.
Причины возникновения:
- неблагоприятное течение беременности;
- болезни матери: краснуха, грипп;
- соматические хронические заболевания;
- токсикоз, особенно 2 половина;
- травмы, вследствие механического повреждения плода при использовании различных средств родовспоможения;
- асфиксия;
- педагогическая запущенность в результате ограниченного эмоционального контакта с ребёнком.
У таких детей важно формировать жизненные компетенции!
Развитие
специального образования в России за
последнее десятилетие поднялось на
новый уровень, предъявляя новые требования
к организации, содержанию и результатам
помощи людям с ограниченными возможностями
здоровья, к результатам социализации
этой категории детей.
Позиция
государства в отношении образования
детей с ограниченными возможностями
здоровья ориентирована на достижение
ими максимально возможного уровня
образования, личностного развития,
жизненных компетенций, интеграции в
социуме. С 2008 года определены основные
положения Концепции специального
федерального государственного стандарта
образования (ФГОС) для детей с ОВЗ. Одним
из основных результатов
образования
ребенка с ограниченными возможностями
здоровья признается сформированность
«жизненной компетенции», что предполагает
овладение знаниями, умениями и навыками,
необходимыми ребенку в обыденной жизни
для решения жизненно важных задач в
соответствии с этапом возрастного
развития.
В педагогике
понятие «компетенции» понимается как
совокупность взаимосвязанных качеств
личности,
задаваемых по отношению к определенному
кругу предметов и процессов, необходимых
для качественной продуктивной деятельности
по отношению к ним (А.Л.
Андреев, В.И. Байденко, Э.Ф. Зеер и
др.). Понятие
компетенции как результат образования
рассматривается в его неотъемлемых
компонентах: знаниях, умениях и навыках,
опыте применения усвоенных знаний,
умений и навыков в новых условиях (А.С.
Белкин, В.А. Бородина И.А. Зимняя и др.).
В соответствии с чем, в составе жизненных
компетенций выделяют когнитивный,
деятельностный и рефлексивный компоненты
(В.А. Бородина).
Необходимые
для активного включения в жизнь общества
знания, умения и навыки, отношения,
личностные качества, способность
адаптироваться к изменяющимся условиям,
принимать конструктивные решения в той
или иной проблемной ситуации формируются
в детском возрасте. В
результате стихийных и целенаправленных
социализирующих влияний человек
накапливает определенный жизненный
опыт, который индивидуален в определенный
возрастной период. Однако не каждый
ребенок развивается в условиях,
обеспечивающих ему эффективную
социализацию.
В условиях
нарушенного развития перестают
действовать традиционные пути передачи
ребенку общественно-культурного опыта,
изменяется социальная ситуация развития.
Для детей с ограниченными возможностями
здоровья необходимы специально
организованные условия обучения и
воспитания ребенка, предусматривающие
«обходные пути» развития (Л.С. Выготский,
Е.Л. Гончарова, Н.Н. Малофеев, Е.А. Стребелева
и др.).
Комментариев нет:
Отправить комментарий