Методическая копилка

Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше ее делать 1-2 раза в день по 5-10 минут.
Артикуляционную гимнастку выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
Артикуляционные упражнения необходимо выполнять перед зеркалом.
Размер зеркала должен быть таким, чтобы ребенок видел в нем себя
В начале занятий упражнения нужно выполнять в медленном темпе.

Комплексы упражнений №1 (от простого к сложному)

Название
упражнения
Описание
Правильность выполнения

Чистим зубки

Вырабатываем подъем языка вверх и умение владеть языком

Широко открыть рот и кончиком языка "почистить" верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.
- губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны кончик;
- язык не высовывается, не загибается внутрь, а находится у корней верхних зубов;
- нижняя челюсть неподвижна, работает только язык

Забиваем гол
Отрабатываем движение языка в стороны, его подвижность, растягиваем подъязычную связку (уздечку)

Рот закрыт. Язык упирается по очереди в правую и в левую щеку
- губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны;



Улыбка


Растягиваем губы в улыбке
- зубов не должно быть видно

Блинчик
Развиваем умение расслаблять мышцы языка и удерживать его в та­ком положении длительное время.


Расслабленный широкий кончик язы­ка положить на нижнюю губу и удер­живать на счет от 1 до 10.

- верхняя губа приподнята, не касается поверх­ности языка
- кончик языка не должен загибаться, расслаблен, смотрит вниз

Покусываем кончик языка
Передними зубами
покусываем кончик языка
- губы приоткрыты, в полуулыбке, чтобы были видны зубы и кончик языка

Комплекс упражнений №2 (полезны для постановки сонорных звуков)
Название
упражнения
Описание
Правильность выполнения

Чистим зубки

Вырабатываем подъем языка вверх и умение владеть языком

Широко открыть рот и кончиком языка "почистить" верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.
- губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны кончик;
- язык не высовывается, не загибается внутрь, а находится у корней верхних зубов;
- нижняя челюсть неподвижна, работает только язык

Маляр
Отрабатываем движение языка вверх, его подвижность, растягиваем подъязычную связку (уздечку)

Улыбнуться открыть рот и "погладить" кончиком языка нёбо, делая языком движения вперед-назад.
- губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны;
- кончик языка доходит до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперед, не должен высовываться изо рта

Индюк

Вырабатываем подъем языка вверх, подвижность его передней части

Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы - как бы поглаживать ее. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится бл-бл (как индюк болбочет).
- язык должен быть широким и не сужаться
- движения языком вперед-назад, а не из стороны в сторону
- язык должен "облизывать" верхнюю губу, а не выбрасываться вперед

Грибок
Вырабатываем подъём языка вверх, растягиваем подъязычную связку (уздечку)
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. ( Язык будет напоминать тонкую шляпку гриба, а растянутая подъязычная связка - его ножку.)
- губы должны быть в положении улыбки
- боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно - ни одна половина не должна опускаться
- при повторении упражнения надо открывать рот шире
Покусываем кончик языка
Передними зубами
покусываем кончик языка
- губы приоткрыты, в полуулыбке

Комплекс упражнений №3


«Парус»
Развиваем растяжку подъя­зычной связки; умение расслаблять мышцы языка в приподнятом положе­нии.
Рот широко раскрыть, широкий кон­чик языка поставить за передние верх­ние зубы на бугорки, спинку немного прогнуть вперед, боковые края прижать к верхним коренным зубам. Удержи­ваем язык в таком положении на счет от 1 до 10. Выполнять 2—3 раза.
«Дятел»
(«Барабанщик»)
Разрабатываем подвижность кончика языка.
Широко открыть рот. Языком с си­лой ударяем в бугорки за верхними зу­бами. При этом ребенок произносит звук «д», подражая дятлу: д-д-д-д-д (15-20 секунд).
«Качели»
Упражняем в быстрой смене движений кончика языка; отрабаты­ваем координацию движений кончика языка (вверх— вниз).
Рот широко открыт. Кончик языка находится за верхними зубами на бу­горках, затем опускается за нижние зу­бы. Выполнять 15—20 раз.


Комментариев нет:

Отправить комментарий