Страничка дефектолога

Задержка психического развития — это особый вид отклонения психического развития ребенка. Он характеризуется значительным снижением работоспособности, памяти, внимания; затруднением усвоения навыков чтения, письма счета, легкими нарушениями речевых функций. Задержка психического развития сопровождается также рядом личностных особенностей, недоразвитием эмоциональной сферы, длительным сохранением игровых интересов. ЗПР имеет различное происхождение: в одних случаях она связана c дефектами конституции (тела) ребенка, в других случаях ЗПР возникает в результате различных заболевании: физически ослабленные дети и дети с поражением центральной нервной системы.
Чаще обнаруживается c началом систематического обучения. В качестве основной отличительной потогенной характеристики определяется незрелость эмоционально-волевой сферы.

Причины возникновения:

- неблагоприятное течение беременности;

- болезни матери: краснуха, грипп;

- соматические хронические заболевания;

- токсикоз, особенно 2 половина;

- травмы, вследствие механического повреждения плода при использовании различных средств родовспоможения;

- асфиксия;

- педагогическая запущенность в результате ограниченного эмоционального контакта с ребёнком. 

  

У таких детей важно формировать жизненные компетенции!
Развитие специального образования в России за последнее десятилетие поднялось на новый уровень, предъявляя новые требования к организации, содержанию и результатам помощи людям с ограниченными возможностями здоровья, к результатам социализации этой категории детей.
Позиция государства в отношении образования детей с ограниченными возможностями здоровья ориентирована на достижение ими максимально возможного уровня образования, личностного развития, жизненных компетенций, интеграции в социуме. С 2008 года определены основные положения Концепции специального федерального государственного стандарта образования (ФГОС) для детей с ОВЗ. Одним из основных результатов образования ребенка с ограниченными возможностями здоровья признается сформированность «жизненной компетенции», что предполагает овладение знаниями, умениями и навыками, необходимыми ребенку в обыденной жизни для решения жизненно важных задач в соответствии с этапом возрастного развития.
В педагогике понятие «компетенции» понимается как совокупность взаимосвязанных качеств личности, задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним (А.Л. Андреев, В.И. Байденко, Э.Ф. Зеер и др.). Понятие компетенции как результат образования рассматривается в его неотъемлемых компонентах: знаниях, умениях и навыках, опыте применения усвоенных знаний, умений и навыков в новых условиях (А.С. Белкин, В.А. Бородина И.А. Зимняя и др.). В соответствии с чем, в составе жизненных компетенций выделяют когнитивный, деятельностный и рефлексивный компоненты (В.А. Бородина).
Необходимые для активного включения в жизнь общества знания, умения и навыки, отношения, личностные качества, способность адаптироваться к изменяющимся условиям, принимать конструктивные решения в той или иной проблемной ситуации формируются в детском возрасте. В результате стихийных и целенаправленных социализирующих влияний человек накапливает определенный жизненный опыт, который индивидуален в определенный возрастной период. Однако не каждый ребенок развивается в условиях, обеспечивающих ему эффективную социализацию.
В условиях нарушенного развития перестают действовать традиционные пути передачи ребенку общественно-культурного опыта, изменяется социальная ситуация развития. Для детей с ограниченными возможностями здоровья необходимы специально организованные условия обучения и воспитания ребенка, предусматривающие «обходные пути» развития (Л.С. Выготский, Е.Л. Гончарова, Н.Н. Малофеев, Е.А. Стребелева и др.).

Комментариев нет:

Отправить комментарий